Активированный уголь и химически неопределенные компоненты питательных сред

Активированный уголь часто вносят в среды для укоренения на последнем этапе микроразмножения. Благотворно влияет на проростки тропикогенных видов практически на всех этапах их культивирования in vitro. Практикуется концентрации в пределах 0,5 мг/л, хотя при выращивании растений на средах с добавлением компонентов неопределенного химического состава концентрации можно увеличивать до 1,0 г/л. Более высокие концентрации токсичны.

Предполагается, что активированный уголь связывает ингибиторы фитогормонов, в результате чего стимулируется эмбриогенез (Fridborg et al., 1978). Наибольшее значение для индукции этого процесса имеют температурные шоки.

Некоторые растения лучше развиваются на затемненной питательной среде, что и может обеспечить активированный уголь.

Поглощение древесным углем ингибиторов роста (таких, как фенилуксусная, бензойная, пеларгоновая, каприловая кислоты), которые выделяются растениями в питательную среду в виде побочных продуктов жизнедеятельности, может быть причиной лучшего развития сеянцев (Werksmeister, 1970b; David et al., 1978).

Резюмируя сказанное выше, можно полагать, что позитивный эффект активированного угля можно объяснить комплексностью его влияния на развитие ювенильных растений in vitro. Помимо того что данный компонент облегчает доступ воздуха к частям растений, расположенным в толще среды, влияет на увеличение количества корней, улучшая процесс их дифференциации, он, вероятно, может еще частично усваиваться и связывать продукты жизнедеятельности, выделяемые растениями, которые приводят к аутоинтоксикации.

Гумат натрия активизирует ферментативные процессы в растении, повышает проницаемость клеточных мембран; в условиях недостатка кислорода стимулирует дыхание и способствует усилению ростовых процессов (Христева, 1957). Кроме того, он повышает митотическую активность меристематических клеток, усиливает накопление ДНК в ядрах.

Гидролизат казеина представляет собой неопределенную смесь аминокислот, которая в культуре in vitro выполняет функцию дополнительного источника органического азота.

Пептон (рыбная эмульсия) иногда добавляют в агаризированные среды для улучшения проращивания семян Cattleya Lindl (Черевченко, Кушнир, 1986).

Кокосовое молоко – жидкая часть эндосперма кокосового ореха (Cocos nucifera). Эта добавка широко использовалась еще на заре формирования размножения растений in vitro как отдельного направления биотехнологических исследований.

Кокосовое молоко исследовали как источник эндогенных цитокининов; методом хроматографии определили наличие в его составе зеатина, который легко извлекался. В свежем и автоклавированном кокосовом молоке изучали состав свободных и связанных аминокислот, органических кислот, сахаров и нуклеиновых кислот; установлено доминирование органических кислот. Аланин, у-аминобутуриковая кислота и глутамин составляли 75 % свободных аминокислот сырого кокосового молока. Глутамин, аргинин, аспарагин, аланин, аспарагиновая кислота могут составлять до 70 % в молодых зеленых кокосах. Концентрация сахара варьировала от 0,9 г/100 мл в молодом кокосе до 2,2 г/100 мл – в зрелом. Содержание РНК изменялось по мере созревания фруктов.

Состав кокосового молока был таким: 35-45% – масло, 15% – различные формы углеводов, 5% – протеин (Zwar et al., 1970). Как правило, концентрация кокосового молока в среде не превышает 10-15%. Для использования в культуральных средах его можно приобрести в готовом виде у фирм-поставщиков реактивов или получить из кокосов, купленных в продуктовых супермаркетах. После извлечения жидкости из кокоса ее следует отфильтровать через марлю и использовать для приготовления питательных сред. Излишки хранят в холодильнике.

Экстракт эндосперма зерен кукурузы применяют редко. Предполагают, что позитивный эффект достигается вследствие наличия в нем зеатина.

Кукурузный крахмал недавно начали использовать как частичный заменитель агара вместе с искусственным заменителем агара gelrite в пропорции 50,0 и 0,5 г соответственно на 1 л среды (Stenley, 1995). Иногда его добавляют к средам, инициирующим андрогенез пыльников высших растений.

Дрожжевой экстракт – естественный источник витаминов.

Березовый сок – это ксилемный сок Betulla pendulla. Содержит некоторые регуляторы роста, витамины и углеводы в доступной для растений форме.

Морковный сок (свежеприготовленный) в концентрации 10-15% хорошо стимулирует развитие некоторых Laelia.

Гомогенат банана (Musa hybr.) может оказаться очень эффективным при выращивании ряда тропикогенных орхидных (представители Cattleya, Laelia). Однако необходимо отметить, что этот эффект достаточно избирателен.

Источник: Биотехнология тропических и субтропических растений in vitro

Автор фото Ляпустина Е.В.

 

Метки: , ,