Философские проблемы человека и природы

Философское поле анализа взаимоотношений человека и природы простирается от человека, взятого во всей его целостности, до природы и оно значительно шире экологического поля. Базисным для экологии является почерпнутое из понятийного аппарата экологии животных и растений понятие среды; среду можно определить как часть природы, в которой существует человек, с которой он непосредственно сталкивается в своей деятельности. Термин «природная среда» имеет важный практический и психологический смысл, поскольку акцентирует внимание именно на той части природы, в центре которой находится человек и которая является сферой его обитания и объектом изучения и преобразования.

Попытки создать некую экологическую философию могут представлять собой лишь экстраполяцию на философскую проблему взаимодействия человека и природы данных науки экологии растений и животных. Такая «философия» не сможет пойти дальше представления, по которому главная проблема, стоящая перед человечеством, – это проблема выживания, а основное средство ее решения – обеспечение равновесия человека со средой его обитания. Подобная экологическая философия была бы в какой-то мере оправдана в том случае, если бы у человечества осталась только одна важная проблема – экологическая. На самом деле у общества есть много других важнейших социальных проблем, и их решение, кстати сказать, во многом определяет решение и экологической проблемы.

Последнее соображение, конечно, не должно ставить под сомнение ни актуальность самой экологической проблемы, ни значение философской проблемы взаимоотношений человека и природы, ни действенность философского анализа экологической проблематики, которую философ рассматривает на своем уровне, как любую иную конкретно-научную проблематику.

Можно выделить три круга философских проблем человека и природы, которые анализируются в связи с современной критической экологической ситуацией. Первый круг проблем онтологический, он связан с осознанием фундаментальности диалектического противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов, на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться, не отражаясь гибельно на судьбе человеческого рода и биосферы. Второй круг проблем можно назвать гносеологическим,поскольку он затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения. Из этой проблематики имеется непосредственный выход к философско-методологическому анализу науки и путей ее известной переориентации на решение экологической проблемы. Третий круг проблем – этико-эстетический. Он касается определенной нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде каждого человека и всего общества, в плане формирования экологической этики, экологического сознания эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде и т.д. Конечно, выделение трех этих групп до некоторой степени условно, потому что онтологические вопросы, несомненно, связаны с гносеологическими и методологическими, а те, в свою очередь, с этическими и эстетическими, но, тем не менее, оно все же имеет смысл в целях более четкого различения проблем.

Автор статьи: Ляпустина Е.В.

 

Метки: