Легенды Крыма (4)

В пригороде Симферополя, по Ялтинской трассе, слева от дороги, на пригорке стоят остатки шикарного старинного особняка. Там когда то проживал некто Карл Кеслер, зоолог. Дом до недавнего времени был в ужасном состоянии. Но в прошлом году его выкупил какой-то московский олигарх и теперь его восстанавливает. Так вот есть байка, что именно в этом доме снималась та часть фильма «Веселые ребята» где стадо лезло в дом на звуки дудочки. До сих пор иногда экскурсоводы втюхивают эту историю туристам, едущим в автобусе по трассе. На самом деле эти сцены фильма там не снимались. Они были сняты в Сочи. А вот в деревеньке, что рядом с этим домом, есть два высоких дерева, между которыми когда то стоял тоже не бедный домик. И в нем родилась и росла Софья Перовская. Да да, та самая, которая потом в 1905 году кидалась самодельными бомбами в царя батюшку. На фото дом Кеслера, каким был и каким…тоже уже был. Сейчас починяют…

Всего в трех км от дома Кеслера, в соседней деревне, только по другую сторону от трассы, есть еще один особняк. От него, правда одни руины остались, но какие! Сначала этот дом тоже принадлежал Кеслеру, но потом он его перепродал. Супруги Монжене, Анна и Адольф, внесли больше всего изменений в поместье: достраивали дом, по их приказу были оборудованы декоративные пруды, ставшие изюминкой парка. Известно, что, когда собственниками усадьбы были Кесслеры, здесь располагались какие-то хозяйственные постройки, возможно, имевшие отношение к «образцовому молочному производству», организованному хозяевами. Налаженное производство сыра «на манер швейцарского» приносило ощутимый доход, его продавали в лавках и на базарах Симферополя и Севастополя. Основные, как бы сегодня сказали, производственные мощности находились в деревне Суин-Хаджи (тоже кесслеровском владении).

Неизвестными остались подробности гибели инженера Адольфа Монжене: известно, что причиной тому был взрыв, – он сам закладывал на территории усадьбы заряды, пытаясь сократить работы по ее расчистке. Работал ли он в парке, убирая камни и пни, либо хотел убрать ненужные постройки, мы уже вряд ли узнаем. Похоронили его здесь же, в имении, но ни могила, ни часовня, сооруженная в его память, не найдены. Наверняка до 1917 года они еще существовали, новые владельцы усадьбы – помещик Кованько, а затем контр-адмирал Николай Петров-Чернышов – вряд ли покусились бы на память о предшественнике. Планам последнего хозяина усадьбы превратить не только имение, но и территорию вокруг него в санаторный поселок помешала революция. Впрочем, сама идея оздоровления в этом чудесном уголке втуне не пропала: в здании разместился детдом санаторного типа. И после Великой Отечественной войны усадьбу, которая была основательно разрушена, восстановили и снова разместили здесь детей. А затем (какое сходство с судьбой «замка в Лозовом»!) – обычные семьи, нуждавшиеся в жилье. Где-то в 60-х годах прошлого века здание снова стало нежилым. Его пытались приспособить под ресторан, какое-то время им пользовалось предприятие, заготавливающее лекарственные травы, но потом дворянское гнездо просто оставили. Время и человеческая жадность (часть здания растащили на стройматериалы местные жители) превратили замок в остов былого величия.

Однако по неофициальным данным, графиня была женщина суровая. Купив у Кеслера дом (у того начались какие то финансовые проблемы), он стал перестраиваться по ее вкусу. И работы должны были выполняться быстро. А ее граф, человек был степенный немец. Сам он не бегал по поместью и ничего там не строил. И во время взрыва погиб другой человек. Из заграницы был приглашен как бы сейчас сказали, ландшафтный дизайнер. Он делал парк, а также фонтан перед входом в дом. Стали копать яму под фонтан, а там большущий камень. Пытались вытянуть, как репку, не получается. Дизайнер побоявшись, что его обделять деньгами, решил дело ускорить и взорвать камень. Но, как оказалось, сажать красиво деревья и взрывать динамит, это не совсем одно и тоже. В общем, заложив динамит, он поджег фитиль и отойдя на пару шагов, стал ждать, когда рванет. Ну и рвануло…! Такая бездарная работа так разозлила графиню, что та приказала с останками дизайнера долго не возиться, похоронить тут же, в ста метрах от дома, на опушке леса, что и было сделано. Был поставлен очень скромный памятник, на котором было написано кто там лежит и что человек погиб трагически при взрыве. Но со временем и памятник и могилка просто стерлись с поверхности земли. А про графа ничего толком не известно. Есть предположение, что окончательно разругавшись с неугомонной и тиранической женой, он просто укатил в Германию, оставив свою пассию наедине со своими причудами. Поговаривали, что потом у нее дома стали собираться какие то темные личности, проводить какие то обряды. То ли масоны, то ли сатанисты. История не уточняет. Но граф там больше не появлялся, и никакой часовни, якобы построенной в честь его смерти не зафиксировано ни в каких планах и документах.

Вспомним персонаж — Миледи, или леди Винтер? Да да, из трех мушкетеров. Афера с ожерельем действительно имела место, но в отличие от романа, ей не отрубили голову. А выслали из Франции. И знаете куда? Именно в Крым. До сих пор не понятно, почему именно в Крым? Он что, считался тогда, как в советские времена Колыма? Прибыв в Крым, она поселилась в Гурзуфе. И начала активно жить! Тогда основное население Крыма было из мусульман. А какое у них отношение к женщинам, все знают. И эта француженка сильно шокировала, а порой и пугала недалеких местных, одеваясь в кожаные штаны, куртку и гарцуя на лошади по окрестностям. Потом она связалась контрабандистами, которых в то время было не мало на крымском побережье. И даже руководила небольшой шайкой этих молодцов. За аферу с ожерельем ее выслали, но и ожерелье пропало. И существует мнение, что она его прихватила с собой. По крайней мере, жила она в достатке.

Умерла старушка случайно — упав с лошади и сильно ударившись. Да и не мудрено — в преклонном возрасте опасно на лошадях гарцевать. Но помнили ее еще долго. Еще бы! Женщина, скачущая на лошади с пистолетами за поясом и даже пускающая их в ход, может кого угодно шокировать. Похоронили ее там же, в Гурзуфе. А вот потом началось непонятное…

У нее действительно была служанка и она не раз видела симпатичный такой сундучок, в котором Миледи хранила свои сбережения. Но как только старушка представилась, служанка тут же хотела все себе заграбастать, но…сундучка в доме не оказалось! И начиная с тех времен и поныне ищут в Гурзуфе и окрестностях этот клад. А вот останки Миледи и надгробие с ее могилы непонятно кто и зачем перенес аж в Старый Крым. Это деревня между Симферополем и Феодосией. И просуществовала там эта могилка почти до наших дней. И на камне было по-французски написано кто там лежит. Потом часть старого кладбища разваляли, камни растащили, а камень с могилы Миледи отволок себе во двор один местный житель. А пару лет назад этот камень выкупил и увез в Москву какой то коллекционер редкостей. Вот такая история…

Сейчас конечно многие всякое про нее пишут, пытаются что-то досочинить. Но факт остается фактом, когда мало фактов, приходиться только констатировать немногочисленное. Многое из истории Миледи додумано уже в наше время. Но до сих пор точно не известны причины ее выселки в Крым, непонятно, куда делось ожерелье и сбережения, и зачем было переносить могилу в Старый Крым.

Автор статьи: Евгений Георгиевич Парфёнов

 

Метки: ,