Система «человек — природная среда»

В последнее время в экологической литературе вошел в употребление термин «система человек–природная среда». Он хорошо отражает существующую ситуацию во взаимоотношении человека с природой, когда воздействие общества стало носить интенсивный и глобальный характер.

Термин «система человек–природная среда» предпочтительнее терминов «система человек–природа», ноосфера, социосфера и т.д. О системе взаимоотношений человека с природой можно говорить только применительно к среде обитания человека, а не ко всей природе в целом. Что же касается понятия ноосферы, то оно, как известно, было выдвинуто Леруа и Тейяром де Шарденом для обозначения некоей сферы деятельности разума, которая при своем дальнейшем развитии смыкается в идеальную точку Омега. Материалистическая интерпретация понятия ноосферы была дана В. И. Вернадским на основе его учения о биосфере как сфере взаимодействия живых и косных компонентов Земли, но в ней не учтены, по крайней мере, два момента. Во-первых, с выходом человека в космос область взаимодействия человека с природной средой перестала быть сферичной, и ныне данное взаимодействие пролегает по маршрутам космических кораблей. Во-вторых, человек взаимодействует со средой его обитания не только разумно, но и чувственно, поскольку он сам существо не только разумное, а разумно-чувственное, в котором разумный и чувственный компоненты сложным образом переплетаются. Ноосферу не обязательно следует понимать как некий экологический идеал, поскольку не всегда с экологической точки зрения хорошо то, что преимущественно рационально, а само понятие разумного исторически изменчиво. Так, все современные технологические схемы, конечно же, по-своему разумны и рациональны в традиционном смысле слова, но часто дают отрицательный экологический эффект. В то же время такое чувство, как любовь к природе, не всегда может быть рационально интерпретировано и, тем не менее, способно весьма положительно повлиять на общую экологическую обстановку.

Относительно понятия социосферы можно сказать, что в нем нет акцента именно на взаимодействие человека с природной средой, а это как раз в данном случае главное. Поэтому приходится остановиться на, пожалуй, чересчур громоздком, но точнее других отражающем ситуацию термине «система человек–природная среда».

Когда говорят об улучшении системы «человек–природная среда», обычно используют термины «рационализация», «гармонизация», «оптимизация». Но оптимальное значит наилучшее, и остается вопрос, какое же состояние данной системы считать наилучшим. Гармонизация отношений с природой нужна, но каковы пути гармонизации? Рационализация также важна и представляет собой положительное явление, если только не понимать под ней санкционированное рассудком воздействие на природу, исходящее единственно из сугубо утилитарных соображений. Так, «рационально» человек и сейчас воздействует на природу, но именно подобная отвлеченная от истинного понимания значения природы рациональность оборачивается экологическими трудностями. Чтобы избежать опасностей скатывания к узко потребительскому подходу к природе, лучше говорить об одухотворении человеком природы. Одухотворение природы представляет собой духовную сторону процесса ее «очеловечения», под которым следует понимать преобразование природы человеком, действующим и по своей внутренней, и по внешней природе. Подобно тому, как человек одухотворяет свое тело, свою внутреннюю среду, он призван одухотворить и внешнюю природу, превращаемую им в свое «неорганическое тело».

Применительно к системе «человек–природная среда» следует также говорить о ее самоорганизации, поскольку не предполагается, что кто-то свыше ее организует. В то же время самоорганизация системы «человек–природная среда» не сводится только к организации и реорганизации природной среды обществом и управлению им ею, а имеет в качестве важнейшего элемента осмысление человеком сложившейся экологической ситуации и последующую ценностную переориентацию его миропонимания и деятельности. Философия способна внести свой вклад как в методологический анализ науки и техники, служащих основным инструментом современного преобразования природной среды, так и в осмысление необходимости ценностной переориентации общества под влиянием экологически неблагоприятных моментов его деятельности.

Автор статьи: Ляпустина Е.В.

 

Метки: