Часто прослеживается связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией. Утилитарно-потребительский подход, несомненно, подрывает устойчивость природной среды. Рассмотрение природы только как бесконечной копилки даровых ресурсов порождает стратегию «лишь бы больше взять от природы с меньшими затратами сил и средств». Развивающееся в данном случае противоречие заключается в том, что материальные потребности общества в принципе могут расти бесконечно, в то время как возможности той или иной конкретной природной среды выдержать антропогенное давление, по-видимому, ограничены. Разрешение данного противоречия возможно посредством становления такой культурной среды, которая способствовала бы опережающему росту духовных потребностей, препятствующему утилитарно-потребительской ориентации, росту, приводящему к расширению сферы духовного производства и совершенствованию творческих способностей человека.
Отношение человека к природной среде не должно быть ни узко рационалистичным, ни сугубо потребительским. В нем необходимы и этические и эстетические моменты, соответствие целостности человеческой личности, ибо подлинное сущностное единство человека и природы предполагает такую целостность, опирающуюся на единство человека со своей внутренней природой. Понимание природы как целостности и отношение к ней как к таковой возможно только со стороны целостного гармонически развитого человека. С другой стороны, чем больше человек будет осознавать себя как часть природы, лишь относительно противопоставленную ей, и саму природу осознавать как целостность, тем более целостным будет становиться он сам.
Главная проблема заключается не в том, преобразовывать или нет природную среду, а в том, как и для чего, преобразовывать. Перестраивать природу надо, и, собственно говоря, без этого существование общества невозможно. Но, преобразовывая природу, человек должен не ослаблять ее порождающую силу, а, наоборот, получать от нее созидательный стимул, воздействуя на природу творчески. Существует необходимость перевести антропогенное изменение природы в творческое изменение природы.
Творческое изменение природы предполагает в каждом природопреобразовательном акте способность создать нечто качественно новое вместо тиражирования ранее изобретенного. В своем экологическом аспекте творческое преобразование есть такое, которое учитывает специфику преобразуемого ландшафта и нацелено на то, чтобы гармонично вписать человеческую деятельность в данную природную среду. Конечно, не надо понимать так, чтобы буквально каждый природопреобразовательный акт не был похож на любой другой. Это и невозможно. Что нужно – так это, чтобы творческим он был в целостном замысле преобразования и чтобы творческий характер имела сама цель преобразования.
Творческий подход к любому делу, в частности к преобразованию природы, является способом раскрытия сущностных сил человека, реализацией им своей природы, и в то же время он необходим для решения экологической проблемы, поскольку, именно бездумное массовое тиражирование научно-технических достижений во многом ответственно за экологические трудности. Решение экологической проблемы не находится исключительно в сфере системы функциональных связей между обществом и природой, а является составной частью общего прогресса человечества и природы в целом.
Впрочем, самого по себе творческого подхода к природе еще недостаточно. Любовь к природе и творческое преобразование ее – два момента, позволяющие в наилучшей степени гармонизировать систему взаимоотношений человека с природой. Важно, чтобы эти два момента находились в системном единстве, поскольку творчество без любви ущербно и ориентировано только на внешнее оперирование объектом, а любовь без творчества духовно бесплодна.
Говоря о необходимости творческого подхода к преобразованию природной среды, следует упомянуть о двух аспектах проблемы, первый из которых конкретно-научный, а второй собственно философский. Общество ставит перед собой задачу управления природной средой. Существуют два пути управления природой: уменьшать разнообразие во внешней природе или увеличивать внутреннее разнообразие социальной системы (путем развития культуры, совершенствования умственных и психосоматических характеристик человека). Общество использует оба эти пути и подчас предпочитает первый, который представляется более легким. Легкость его, однако, обманчива, и он приводит к экологическим трудностям, поскольку уменьшение разнообразия в природной среде ведет к уменьшению устойчивости экологических систем и последующему отрицательному влиянию природы на человечество и его культуру. Только второй путь – путь развития культуры – представляется надежным способом разрешения противоречий между обществом и природой. А он предполагает в качестве своей предпосылки творческое постижение бытия и его творческое преобразование в плане не упрощения, а скорее, наоборот, усложнения и увеличения разнообразия экологических систем, что не уменьшало бы, а увеличивало их устойчивость.
Автор статьи: Ляпустина Е.В.