Проблемы экологической этики
Важным аспектом, который следует отметить, является специфика развития, как природы, так и общества. Чисто количественный подход к любым проблемам, будь то демографическая или какая-либо другая, и рекомендации чисто количественного порядка обнаруживают при анализе современных глобальных проблем свою ограниченность. В то же время они сигнализируют о том, что чисто количественные изменения зачастую ставятся во главу угла, что порождает кризисные моменты в развитии глобальной системы. Этим в определенной мере объясняются и негативные аспекты современной экологической ситуации. Ориентация на исключительно количественный рост без учета необходимости качественных изменений экологически гибельна — нельзя забывать про экологическую этику. Однако своевременное становление качественно нового в природе, обществе и системе их взаимоотношений предполагает распространение творческого подхода на все стороны человеческой деятельности.
Итак, глубокая ценностная экологическая переориентация общества, науки и каждого современного человека в плане становления экологической этики и экологического сознания должна состоять в переходе к целостному любовно-творческому отношению, познанию и преобразованию природной среды. Этот экологически важный момент имеет, как легко заметить, вполне очевидное социальное значение. Экологически благоприятные решения оказываются благоприятными и социально именно потому, что творческое отношение к природе и любовь к ней ведут как к улучшению природной среды, так и к творческой самореализации и единению людей.
Проблема самоорганизации системы «человек–природная среда» не решается с помощью какого-либо одного наперед заданного алгоритма. Современная экологическая ситуация включает в себя большое количество хотя и тесно связанных друг с другом, но разноплановых процессов. Попытки дать какой-либо универсальный рецепт решения экологической проблемы, рассматривая одну ее какую-либо часть, обречены на неудачу. Тем не менее, многочисленные частные экологические меры и предложения могут привести к желаемому результату в том случае, если будут проводиться комплексно, на основе глубокой переориентации общества, последовательного воплощения в жизнь философских принципов отношения человека к природе, которые связывали бы все частные меры в некое единство, только в рамках которого они и были бы действенны.
Современную западную цивилизацию с полным основанием называют городской. Но известно, что именно в крупных городах экологическая ситуация наименее благополучна. Современный мегаполис задыхается от отходов и загрязняет ими пространство вокруг себя. В последнее время в западной печати в связи с анализом сложившейся экологической ситуации выдвигается идея о том, что урбанизация должна уступить место противоположной тенденции – рурализации, возвращению к сельской жизни. Если же посмотреть на данный вопрос, не впадая в крайности, становится ясно, что одно из направлений предотвращения экологической катастрофы заключается в преодолении противоположности между городом и деревней, соединении преимуществ городской и сельской жизни. Это один из идеалов современного общества, и его осуществление будет способствовать улучшению экологического положения на нашей планете.
Аналогично обстоит дело и с экологическим значением идеала преодоления противоположности между физическим и умственным трудом. Гармоничное сочетание физического и умственного труда – одна из существенных предпосылок становления целостной личности и раскрытия творческих способностей каждого индивида, что, в конечном счете, оказывается благоприятным как социально, так и экологически. Преодоление противоположности между физическим и умственным трудом, между городом и деревней, а также воплощение в жизнь других идеалов современного общества выступают в виде способа улучшения экологической обстановки. В общем можно сказать, что реализация идеалов современного общества неразрывно связана с гармонизацией отношений природы и общества и в процессе совместного утверждения этих идеалов преодолеваются различия между ценностями социальными и экологическими.
Роль философии в самоорганизации системы «человек – природная среда» очень велика. С другой стороны, современная экологическая ситуация по-новому освещает традиционные философские проблемы. Подходя к ней как к определенному феномену, философ анализирует ее затем как один из моментов взаимоотношения человека и природы и далее, поднимаясь на следующий уровень философского анализа, – как один из моментов отношения духа и материи, главное при этом следовать принципам экологической этики.
Список литературы
1. Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические аспекты экологической проблемы / под. ред. Е.Т.Фадеев. – Москва: Наука, 1986. – 352 с.
2. Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. Т. II / под. ред. Т.Павлов. – София: Наука и искусство, 1981. – 758 с.
3. Основи екології: Підручник / Г. О. Білявський, Р.С. Фурдуй, І.Ю. Костюков. – К.: Либідь, 2004. – 408 с.
4. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования. – 2-е изд., стереотип. – М. : ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. – 384 с.
Автор статьи: Ляпустина Е.В.