На нынешнем этапе научно-технического и социального прогресса глобальные проблемы, столь остро вставшие перед человечеством, все более заметно влияют на различные аспекты социально-экономического и социально-культурного развития общества, переориентируя некоторые направления производственной деятельности, порождая в недрах общественного сознания важные изменения мировоззренческого характера.
Среди проблем общечеловеческого масштаба, от решения которых зависят дальнейшие перспективы развития цивилизации, важное место занимает экологическая проблема, выступающая в форме поиска оптимальной альтернативы во взаимоотношении общества и природной среды в условиях научно-технического прогресса. Экологическая деятельность не может далее развиваться как стихийно складывающееся дополнение технической деятельности. Ею необходимо управлять, находя оптимальные траектории такого поведения, чтобы не допустить необратимых существенных поломок механизмов биосферы, которые могли бы прекратить дальнейшее развитие цивилизации.
Проблема взаимоотношения человека и природы всегда была предметом глубокого философского интереса. К ней, так или иначе, обращались крупнейшие мыслители прошлого, пытавшиеся определить место и роль человека в Универсуме. В связи с этим встает вопрос: как соотносится экологическая проблема, ставшая одной из наиболее актуальных и требующих неотложных естественнонаучных, технико-экономических и социально-политических решений, с вечной философской проблемой взаимоотношений человека и природы?
Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергаться основополагающие принципы, относящиеся к ней.
Философия и экология должны взаимодействовать. Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, ибо она «стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прошлого», «способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентации человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений».
Именно философское рассмотрение современной экологической ситуации позволяет наметить такие пути решения экологической проблемы, которые оказываются одновременно и социально и экологически позитивными. Став движущей силой ценностной переориентации общества, философские принципы взаимодействия природы и общества выполняют тем самым роль одного из основных факторов самоорганизации системы «человек–природная среда».В будущем, при выборе какой-либо стратегии для улучшения экологической ситуации, потребуется учесть множество факторов. И чем дольше человечество будет отлаживать решение экологических проблем, тем этих факторов будет становиться больше.
При определении политики в области природопользования должны учитываться все особенности «живого вещества» (предмет экологии): биоценотическая структура, закономерности круговорота веществ и превращение энергии, лежащей в основе связи всех живых сообществ с неорганическими условиями их существования. Отношение человека с живой природой должны строиться на взаимоблагоприятствующих результатах совместной деятельности. Так как, отдав все свои силы «покорению» природы, мы можем оказаться в плену стихийного автоматизма экологических событий. Цепная реакция разрушений в системах самопроизводства живой природы может оказаться необратимой. Вот почему так важно не нарушать бездумно механизм целостнообразования в экосистемах окружающей нас природы.
Современная экологическая ситуация возникла стихийно и независимо от сознания людей, но преодолеть ее можно лишь при условии организации четко продуманной системы природопользования на основе познания и учета людьми объективных законов существования биосферы, а также совершенствования структуры общественных отношений. Сознания человека, его подготовленность к пониманию сложившегося состояния вещей в сопоставлении с тем, которое необходимо создать и поддерживать при организации природопользования, имеет исключительно важное значение для решения актуальных задач общественного развития, охраны и преобразования природы. К сожалению, сознание очень многих людей находиться зачастую в плену устаревших представлений о возможностях природы пассивно сносить любые действия человека, преследующего свои цели.
Глобальный характер современных экологических трудностей требует и глобального системного подхода к их преодолению, когда комплекс частных решений покоится на едином основании. Оно должно быть всеобщим философским принципом, а не частным положением, претендующим на глобальный статус.
Как заключение можно сформулировать трактовку термина современная экология.Современная экология должна стать новой комплексной наукой про выживание в окружающей среде, задания которой – познание законов развития и функционирования биосферы как целостной системы под влиянием природных и, главное, антропогенных факторов, а также определение путей эффективного сосуществования техносферы и биосферы с философским подходом к решению этих вопросов.
Список литературы
- Взаимодействие общества и природы. Философско-методологические аспекты экологической проблемы/под. ред. Е.Т.Фадеев. – Москва:Наука, 1986. – 352 с.
- Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. Теория отражения и современное естествознание и социальное познание. Т. II/под. ред. Т.Павлов. – София:Наука и искусство, 1981. –758 с.
- Основи екології: Підручник / Г. О. Білявський, Р.С. Фурдуй, І.Ю. Костюков. – К.: Либідь, 2004. – 408 с.
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности: Учеб. пособие для нач. проф. образования. – 2-е изд., стереотип. – М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2000. – 384 с.
Автор статьи: Ляпустина Е.В.