Суспензионные культуры

Суспензионные культуры и культуры протопластов привлекают внимание исследователей в связи с возможностью ведения клеточной селекции in vitro, соматической гибридизации, генно-инженерных манипуляций, как удобный объект для исследования клеточной дифференциации и метаболизма растительных клеток. Однако, методика регенерации из клеточной суспензии кукурузы на сегодняшний день не может считаться достаточно разработанной. Именно поэтому, наверное, у кукурузы не получили широкого распространения работы по селекции in vitro на базе клеточных суспенизионных культур. Значительно больший размах приобрело использование суспензионных культур кукурузы для физиолого-биохимических исследований, в частности для выяснения влияния дезинтеграции и перехода от организованного к неорганизованному росту на работу ферментных систем, метаболизм и транспорт веществ. В настоящее время культивируемые протопласты кукурузы становятся моделью для изучения метаболизма, транспорта веществ, мишенью для встраивания чужеродных генов в геном кукурузы.

Интенсификация селекционной работы по созданию новых линий и гибридов кукурузы создает возможности ведения отборов на ценные качества кукурузы. Однако, организация селекционного процесса кукурузы на сегодняшний день требует применения биотехнологических приемов и методик. К настоящему времени достаточно разработаны методы получения каллусной ткани, соматических зародышей и регенерации растений в культуре пыльников и незрелых зародышей. Неразработанной остается техника доращивания незрелых эксплантатов (пыльцы, зародышей) до зрелого состояния в условиях in vitro. Важной составной частью биотехнологических исследований кукурузы является разработка техники эмбриогенеза в культуре in vitro. Однако изучению эмбриогенеза in vitro должно предшествовать изучение эмбриогенеза in vivo для того же генотипа, чтобы была возможность сравнить ход развития зародыша в естественных условиях и в условиях in vitro [Ляпустина, 2009].

Автор фото: к.б.н., Аверчева О.В.

Автор статьи: Ляпустина Е.В.

 

Метки: , ,