Объекты биотехнологии растений

Важной проблемой в биотехнологии является вопрос о выборе объекта для исследований и о потенциальных возможностях этого объекта. Как известно, исходным растительным материалом в клеточной и генетической инженерии могут быть разнообразные структуры. Возможно использование для введения в культуру как целых организмов (в виде зародышей), так и отдельных органов и элементов, а именно, корней, стеблей, листьев, тычинок, пыльников, пестиков, семенных зачатков, целых соцветий, цветков, пыльцы, зародышевых мешков. Потенциальные возможности культуры вегетативных органов достаточно изучены. Культура корней используется для исследования физиологических особенностей поглощения и проведения минеральных веществ и воды, изучения биосинтеза фитогормонов, иногда для получения каллусных культур. Стебель и лист являются объектами для получения каллусных, суспензионных культур, культур протопластов, получения безвирусного посадочного материала, микровживления и др. Особый интерес как объектов биотехнологии представляет культивирование репродуктивных структур цветковых растений, так как их ткани являются эмбрионально молодыми и в большой степени обладают тотипотентностью, т.е. способностью терять дифференцированное состояние и возвращаться к меристематическому. Наиболее изученными в отношении морфогенетических реакций является зародыш. Зародыши, особенно незрелые, широко применяются как объекты биотехнологии растений для получения тотипотентной каллусной ткани, суспензионных культур и культур протопластов, особенно у злаков [Krautwig, 1995]. Возможности практического применения, открывающиеся при культивировании органов женской и мужской репродуктивной сферы, в настоящее время изучено не в должной мере, так как методики культивирования и регенерации из этих структур достаточно сложные. Интенсивные поиски способов и приемов ускоренного получения новых линий и гибридов кукурузы вызвали бурное развитие биотехнологии кукурузы.

Автор статьи и фото (зародышевые мешки, зародыш и зерновка кукурузы) в статье: Ляпустина Е.В.

 

Метки: ,